1
Разнообразие форматов пространства (закрепленные, незакрепленные места и мини-офисы) и функциональное зонирование
Резиденты гибких рабочих пространств, в основном, ‒ представители проектных команд. Доля индивидуально работающих резидентов составляет всего 30%. Руководители молодого бизнеса ориентированы на комбинированные условия
аренды – аренда мини-офиса для себя и основных руководителей, аренда закрепленных или незакрепленных рабочих мест для остальных членов команды. В перспективе вероятно увеличение числа коворкингов, объединяющих несколько типов рабочих
пространств под одной крышей (в одном здании и разделенных на зоны по предпочтениям и типам поведения арендаторов).
«Должно быть качественное оборудование, качественные рабочие места, то есть платить за устаревшие компьютеры, за отсутствие сервиса, за отсутствие какого-либо дизайна, честно говоря, не хочется. Поэтому я считаю, что нужно идти не в
сторону расширения сервисов, которыми мало кто пользуется, а именно повышения качества базовых услуг».
Компания на стадии расширения
2
Выбор специализации
(на определенной целевой аудитории и/или отрасли)
В специализированных коворкингах формируется более сплоченное по профессиональным интересам сообщество, что само по себе создает ценность и повышает эффективность коммуникаций и привлекательность коворкинга. Кроме того,
операторы подобных коворкингов могут предлагать более персонализированный и, как следствие, более востребованный набор услуг в соответствии со специфическими предпочтениями резидентов.
«Парковочные места, круглосуточный доступ, нормальный быстрый интернет и мероприятия по сплочению коллектива (например, вечера знакомств между резидентами)».
Фрилансер
3
Высокое качество базовой инфраструктуры
Важно создать базовые условия для комфортной работы (оборудованное рабочее место, кухня, ресепшн, душ, лаунж-зоны), а также проработать дизайн пространства для создания рабочей мотивирующей среды. Многими резидентами
востребована возможность круглосуточного доступа в коворкинг.
«…Семинары, тренинги, акселерационные программы для резидентов – это очень крутая фишка коворкингов, потому что они заставляют возвращаться туда, даже если ты не работаешь над каким-то проектом, а чтобы просто получить знания. … Самое
интересное для меня – послушать какого-нибудь крутого профессионала про опыт и особенности ведения бизнеса».
Компания на стадии первых продаж
Основные изменения в секторе происходят за счет появления новых сервисов, обеспечивающих дополнительные доходы. Резиденты получают то, благодаря чему им хочется остаться, например, услуги HR, зарплатное обслуживание,
доставку продуктов, юридические услуги, фитнес и др.
«Нужно проводить побольше мероприятий, лекций, встреч, лучше доводить до людей информацию о возможности работы на специализированном оборудовании, потому что многие люди не знают того, что сейчас доступно. Они думают, что это нереально
изготовить в России, нереально изготовить тем более в Москве, они думают, что это все сложно».
Компания на стадии расширения
5
Построение сообщества/ экосистемы вокруг коворкинга
Развитие системы внутренних онлайн-коммуникаций между резидентами (мессенджеры, внутренние чаты, онлайн порталы, специализированные платформы коворкинга). Возможность знакомства резидентов в режиме онлайн. Как правило,
коворкинги, выстраивающие вокруг себя сообщество единомышленников, используют технологическую платформу для вовлечения людей в совместную деятельность, а также регулярно проводят как неофициальные, так и официальные мероприятия,
направленные на создание особой среды.
«Лучшей рекомендацией будет, вынесение идеи коворкинга в массы, т.е. что это новый вид офиса, к этому нужно стремиться, это интересно, здорово, комфортно».
Компания на стадии прототипа
6
Разработка программ лояльности
для резидентов
Фактор ценовой конкуренции между коворкингами будет усиливаться и наиболее вероятно послужит причиной перераспределения потоков резидентов. Для удержания резидентов важно развивать партнерские программы, вводить систему
скидок, внутренних нематериальных бонусов/ баллов для резидентов (пример – программа Спасибо от Сбербанка).
«Рекламная компания… бонусы, системы лояльности».
Компания на стадии расширения
7
Повышение гибкости
и большая персонализация тарифов
Разработка и предложение индивидуальных условий оплаты и ценообразования для проектных команд, которые при размещении используют/ задействуют несколько форматов рабочего пространства. Введение большего числа возможных
тарифов (например, определенное количество дней в месяц, вечерние тарифы, оплата по факту пребывания и т.п.). Некоторые успешные коворкинги работают по модели freеmium, предоставляя потенциальным резидентам возможность неделю или месяц
поработать бесплатно.
«С точки зрения привлечения резидентов больше рекламы, больше публичности, например, проведение дня открытых дверей, чтобы можно было прийти и посмотреть в реальности, что это такое, насколько это им будет удобно, что они получат от
посещения этого коворкинга (как это делают в вузах)».
Компания на стадии первых продаж
8
Повышение информированности о коворкингах (PR-кампания)
Опрошенные респонденты отметили низкую информированность о состоянии рынка коворкингов в Москве в целом с точки зрения организованной и структурированной подачи информации о коворкингах. Так, потенциальные резиденты
коворкинга представляют его только как open space с закрепленными или незакрепленными местами. Важно использовать разные каналы коммуникации для продвижения: социальные сети, сайт, публикации в онлайн СМИ, участие в днях
предпринимателей (неделе предпринимательства), проведение «дней открытых дверей» для потенциальных резидентов и т. п. Можно выстроить сотрудничество с системами информирования о новых регистрируемых компаниях, с сервисами подключения
бухгалтерских служб, служб по сдаче отчетности, позиционируя свои услуги как доступный формат рабочего пространства.